Главная Статьи Правовые вопросы недропользования Развитие малого и среднего горного предпринимательства как основное направление ресурсосбережения в недропользовании

Развитие малого и среднего горного предпринимательства как основное направление ресурсосбережения в недропользовании

Мелехин А.Е.
Печать
Развитие малого и среднего горного предпринимательства

Разразившийся экономический кризис затронул абсолютно все сферы деятельности и, безусловно, негативно отразился на развитии малого предпринимательства. В начале развития экономического и финансового кризиса считалось, что в кризисных условиях, при стагнации и упадке промышленности, малое предпринимательство должно стать наиболее перспективной сферой развития экономики: для представителей малого бизнеса не стоит остро вопрос выплат процентов по инвестициям или кредитам, на них не влияет падение цен акций на фондовом рынке, они не изыскивают способы выплаты дивидендов своим акционерам.

Большим плюсом в малом предпринимательстве является его высокая ликвидность, которая обусловлена возможностью работы даже при спаде роста экономики страны. При этом роль государства состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву малые предприятия, которые помогут стране справиться с кризисом.

Development of small and medium free enterprise in the mining sector as the principal resource saving policy in subsoil usage

The author emphasizes the role of small and medium enterprises in mining operations, in particular in oil and gas industry. He proposes a number of governmental measures to support such enterprises. These measures are expected to ensure fuller use of subsoil resources, additional tax revenues to the budget of the Russian Federation and resolve the problem of the local population employment.

Однако экономический кризис показал, что малые и средние предприятия и, особенно, нефтегазодобывающие, несмотря на все преимущества малого предпринимательства, также подвержены его влиянию. Это связано, в первую очередь, с тем, что добывающие предприятия сильно зависят от влияния внешней среды, а именно:

  • колебания цен, и в первую очередь на нефть и газ;
  • уменьшения общих объемов добычи и жесткого прессинга крупных компаний на рынке добычи;
  • снижения объемов экспорта.

Антикризисные меры правительства носили в основном адресный характер и были направлены на «спасение» системообразующих и высоколиквидных предприятий. Банковский сектор, несмотря на директивы правительства о необходимости поддержки малого предпринимательства, был озабочен собственными проблемами. Таким образом, малые и средние горнодобывающие предприятия остались один на один со своими проблемами.

Исходя из представления о том, что развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в стране является одной из геополитических задач, направленной на создание среднего класса – основы существования любого государства, повышения занятости населения, снижения социальной напряженности в нашем обществе и решения ряда иных, особенно региональных проблем (экологических, инновационных, технологических и пр.) и, учитывая складывающуюся неблагополучную обстановку в сфере МСП, можно утверждать, что государственная поддержка МСП в различных ее формах является главным и первоочередным направлением развития предпринимательской деятельности.

В России на данный момент принят ряд нормативных правовых актов по поддержке малого предпринимательства, однако большим стимулом развития для нашей страны стало бы реальное воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

В своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определил пять главных приоритетов, деятельность по развитию которых находится под его прямым контролем, и первая из них – это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения. Этот приоритет напрямую относится и к недропользованию, где вопросы ресурсосбережения стоят особенно остро из-за снижения качества балансовых запасов, что обусловлено преимущественно усложнением горно-геологических условий на вводимых в разработку месторождениях. За последние годы дебиты новых скважин в основных нефтедобывающих районах снизились в 4-7 раз, а начальная обводненность многих из них превысила 30%. Доля трудноизвлекаемых запасов в структуре активных запасов неуклонно растет и оценивается сегодня в 55-60%.

Естественные необратимые изменения отечественной сырьевой базы углеводородов определили объективную необходимость появления группы небольших специализированных нефтегазодобывающих предприятий. Существенный потенциал для роста добычи представляют также остаточные запасы на уже открытых и много лет разрабатываемых месторождениях. Ввод в действие таких объектов имеет существенное преимущество, поскольку не требует значительных затрат на создание необходимой инфраструктуры, но требует широкого внедрения инноваций. К сожалению, проблема их эксплуатации полностью пока не решена. Очевидно одно – этот резерв может быть использован в основном малыми и средними предприятиями.

Слабые позиции малого и среднего предпринимательства в недропользовании России во многом определяются целым рядом проблем, к которым относятся:

  • проблема инвестиций, в том числе долгосрочных кредитов. Она остроактуальная не только из-за особенностей развития экономики страны в целом, но и в связи со спецификой недропользования: высокой степенью риска поисково-оценочных и разведочных работ, длительными сроками окупаемости вложенных инвестиций, высокой фондо- и капиталоемкостью процесса добычи углеводородов;
  • проблема доступа к недрам – малым компаниям сложно конкурировать с вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) на аукционах;
  • отсутствие целенаправленной государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций;
  • ограничение оборота прав на пользование недрами. Одним из аспектов данной проблемы является закрепление легитимной возможности разработки месторождений несколькими предприятиями, что может быть реализовано на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества) без образования юридического лица с определением в лицензионном соглашении прав собственности каждого участника на добытую нефть. Это позволило бы малым и средним нефтегазодобывающим предприятиям консолидировать финансовые, материальные и инновационные потенциалы для эффективной разработки одного месторождения;
  • поглощение существующих малых и средних предприятий крупными вертикально интегрированными компаниями;
  • проблема доступа к трубе – вертикально интегрированные нефтяные компании определяют порядок доступа мелких и средних нефтегазодобывающих предприятий к собственной трубопроводной системе, что нередко влечет за собой дискриминационный доступ к внутрипромысловым и магистральным трубопроводам;
  • дискриминационный доступ к мощностям по переработке нефти. В отличие от ВИНК, независимые малые компании не имеют гарантированных рынков сбыта внутри страны, они могут лишь поставлять свою продукцию на нефтеперерабатывающие заводы, входящие в состав ВИНК.

Развитие малого и среднего бизнеса в нефтегазовой промышленности России имеет принципиально важное значение для государства. Расширение участия малых предприятий при осуществлении поисков, разведки и добычи углеводородного сырья позволит обеспечить более полное использование ресурсов недр, дополнительные налоговые поступления в бюджет Российской Федерации, решить проблему занятости местного населения, обеспечить формирование среднего класса, являющегося основой общества всех развитых государств.

Для успешной работы малых и средних нефтегазодобывающих предприятий органам государственной власти в пределах своей компетенции необходимо решить следующие первоочередные задачи:

  • разработать особый порядок отнесения независимых нефтегазодобывающих предприятий к категории малых и средних с целью обеспечения их льготного налогообложения и его упрощения;
  • создать государственную систему льгот для малых и средних субъектов предпринимательской деятельности, вводящих в разработку новые месторождения (залежи) углеводородного сырья;
  • разработать и внедрить процедуру упрощенного представления права пользования запасами углеводородного сырья, которые ранее числились как забалансовые, а также находящихся в настоящее время в консервации, в случае заинтересованности малых и средних субъектов предпринимательской деятельности в освоении таких месторождений;
  • утвердить процедуру и организовать серии закрытых конкурсов или аукционов по лицензированию участков недр для малых и средних компаний.

Одним из шагов по облегчению условий работы нефтегазодобывающих предприятий, особенно малых и средних, стало решение МПР России об увеличении размера допустимых отклонений от проектного уровня добычи, который является обязательным условием лицензионного соглашения и за отклонения от которого более чем на 10% недропользователь мог быть лишен лицензии. В настоящее время указанная граница расширена:

  • для всех газовых месторождений отклонение от определенной в соглашении добычи может составить 20%;
  • для нефтяных месторождений предусмотрена 10-ти ступенчатая шкала – от 50% при проектном уровне добычи менее 25 тыс. т. в год, до 7,5% при проектном уровне добычи свыше 25 млн. т. в год.

Увеличение отклонений от проектного уровня добычи при изменении геологических характеристик углеводородных месторождений и потребностей рынка без согласования с органом по управлению государственным фондом недр позволит малым и средним нефтегазодобывающим предприятиям более гибко подходить к разработке месторождений с точки зрения экономической эффективности.

Таким образом, у этих компаний при определенной поддержке государства существуют все предпосылки для увеличения вклада в нефтегазодобывающий комплекс страны.

Недооценка роли малых и средних нефтегазодобывающих компаний может привести к тому, что через 5-7 лет в России будeт достаточно большое количество низкорентабельных запасов нефти и газа, которые не будут вовлечены в разработку, а проблема рационального использования действующего фонда еще более усугубится.

 

А.Е. Мелехин,
инженер, Московский филиал ВСЕГЕИ

 

Литература

  1. Дудиков М.В., Мелехин А.Е. Учет в современном законодательстве особенностей деятельности субъектов малого предпринимательства в области недропользования. Маркшейдерия и недропользование, 2008, №2(34).
  2. Мелехин А.Е. Разработка мер государственной поддержки мелких и средних предприятий в недропользовании. Маркшейдерия и недропользование, 2008, №3(35).

 


 
Дорогие читатели! Вы можете прокомментировать данный материал. Интересные идеи, непредвзятые точки зрения и конструктивные замечания - приветствуются.

Вышел новый номер

Увидел свет новый номер журнала «Маркшейдерия и Недропользование»
№ 4 (90), июль-август 2017 г.
Информация

Выставки и форумы одной строкой

Дата проведения: 17.10.2017 - 19.10.2017. 10-я специализированная выставка «Горное дело: Технол... далее
Дата проведения: 12.09.2017 - 15.09.2017. 13-я Международная выставка и конференция по о... далее
Дата проведения: 23.05.2017 - 24.05.2017. XIV Всероссийский Конгресс «Государственн... далее

Котировки

Курсы Валют  Дата ЦБ РФ
USD
19.08.17 59,3612
EUR
19.08.17 69,7197
100 KZT
19.08.17 17,8294
10 CNY
19.08.17 88,8760
LME - Лондонская биржа цветных металлов цены ($/тн):
 

Подписка на новости

Подпишитесь на новости. Введите Ваш e-mail

Подписка на RSS канал

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter